Главная страница

Концепция книжной выставки


ОГБУК «Ульяновская областная библиотека 
для детей и юношества 
имени С.Т. Аксакова»
Малофеева С.А.



                                          Концепция книжной выставки
Библиотека: ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова».
ФИО и должность автора: Малофеева Светлана Александровна, заведующая сектором прогнозирования и развития отдела по координации деятельности библиотек области.
Название книжной выставки: «Я с книгой открываю мир природы»
Читательское назначение: для младшего, среднего и старшего возраста и их родителей.
Целевое назначение: привлечь подрастающее поколение  к книгам о природе: растениях, животных и окружающему нас миру, для раскрытия книжного фонда библиотеке по экологическому воспитанию по актуальной теме 21 века.
Концептуальная идея выставки: в рамках проведения Года экологии усилить эффект проводимых мероприятий по экологическому воспитанию подрастающего поколения средствами наглядности, структурой построения книжной выставки и конечно, её содержанием.
Местонахождение выставки: Виртуальное пространство (блог): http://malofeeva76.blogspot.com/
Структура книжной выставки:
«Воспитывать экологическую культуру населения — одна из миссий библиотеки ХХI века». Любая книжная выставка — это реклама библиотеки, её лицо. Давно ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время имеется масса возможностей представить книгу достойно. Теперь уже книжная выставка — явление уникальное, экстраординарное, разовое — праздник для гостей и хозяек книжного царства — библиотекарей. Именно эти возможности и попыталась я воплотить. Давайте посмотрим, что получилось... 
Основная часть выставки: Основная часть состоит из трёх разделов книжной выставки. Ярким элементом  оформления выставки и привлекающим внимание, может быть макет  земного шара. Познакомившись с выставкой,  ребята и их родители отправятся  в увлекательное  экологическое путешествие по экологическим станциям: (в стенах библиотеки).
1 раздел выставки: «Знать, чтобы сберечь» - в этом разделе книжной выставки размещён материал об исчезающих и редких животных, птицах и о значительных событиях экологического масштаба. 
Цитата раздела: «Для иных природа — это уголь, дрова, руда или дача, или попросту пейзаж. Природа для меня — это среда, из которой, словно цветы, вырастали все наши человеческие таланты» Пришвин М.М. 
Библиографический перечень литературы I раздела:
1. Белавина, И.Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас  / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская. - М. : Лайда, 1995. - 95 с.
2. Бобылева, Л. Д. О животных, которых не любят : [формирование позитивного отношения к нелюбимым животным - беседы с младшими школьниками] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 41-47.
3. Бусыгин, А.Г. Педагогика глобальной экологии / А.Г. Бусыгин. - Ульяновск : Симбирская книга, 1996. - 191 с.
4. Дьякова, Л. В. Ребятам о зверятах / Л. В. Дьякова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 79-82.
 5.Каркачёва, Н.А. Путешествие в Птицеград : / Н.А. Каркачёва
// Читаем, учимся, играем. - 2010. - Вып. 1. - С. 100-103. - Библиогр. с. 103.
6. Краснова, Н. А. Птицы родного края / Н. А. Краснова // После уроков. - 2012. - № 5. - С. 6-10 : ил.
7. Лобода, О. В. Мы в ответе за тех, кого приручили / О. В. Лобода // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 82-85.
8. Лынова, Л. П. Видишь сковорца - знать, весна у крыльца / Л. П. Лынова
// Школьная библиотека. - 2010. - № 8. - С. 77-88 : ил.
9. Михеева, Л. О чём поёт зяблик? Слушай на сайте! : [создание виртуального «Пришвинского календаря» для развития экологической культуры детей и подростков и как возможность познакомить пользователей с М. М. Пришвиным и как познание окружающего мира] / Л. Михеева // Библиополе. - 2015. - № 11. - С. 31-33 : ил.
10. Мозжова, В. П. Герасим-грачевник / В. П. Мозжова // После уроков. - 2012. - № 5. - С. 11 : ил.
11. Семёнова, Л. Королевство животных : [знакомство детей с окружающим миром] / Л. Семёнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 34-37.
12. Янина, С. С. Поредели тигров полоски / С. С. Янина // После уроков. - 2017. - № 1. - С. 9-12.
13. Янина, С. С. Сохраним Российского орла / С. С. Янина // После уроков. - 2013. - № 6. - С. 10-11 : ил.
2 раздел выставки: «Красная книга — важный документ». Этот раздел книжной выставке научит ребят бережному отношению к природе и друг к другу; расширит кругозор знаний о природе; продолжит формировать представления у детей о Красной книге как о государственном и важном документе. В этом разделе ребята по знакомятся с охраняемыми животными и растениями России и Ульяновской области. 
Библиографический перечень литературы II раздела:
1. Красная книга Российской Федерации : (животные) / РАН. - Москва : АСТ : Астрель, 2001. - 862 с. : ил.
2. Красная книга РСФСР : растения : энциклопедия / АН СССР, Ботан. ин-т им. В. Л. Комарова и др. ; гл. редкол. А. Л. Тахтаджян и др. - Москва : Росагропромиздат, 1988. - 591 с. : ил. 
3. Красная книга СССР : редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. В 2 т. Т. 1. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Лесная промышленность, 1984. - 390 с. : ил.
4. Красная книга СССР : редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. В 2 т. Т. 2 : Высшие растения. - Москва : Лесная промышленность, 1984. - 479 с.
5. Красная книга Ульяновской области / под науч. ред. Е. А. Артемьевой, А. В. Масленникова, М. В. Корепова ; правительство Ульяновской области. - Москва : Буки Веди, 2015. - 549 с. : ил. 
6. Красная книга Ульяновской области . - Ульяновск : Артишок, 2008. - 507 с.
7.Тихонов А. В. Красная книга России: животные и растения / А. В. Тихонов. - Москва : РОСМЭН, 2002. - 414 с. 
3 раздел выставки: «Стану я природе другом!» В этом разделе на выставке находятся  книги по экологическому воспитанию для совместного чтения детей с родителями о бережном отношении к земле и воде. 
Библиографический перечень литературы III раздела:
1. Боровский Е. Э. Вода в природе. Дефицит чистой воды / Е.Э. Боровский. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 32 с. ; 20.5 см. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Химия"; вып. 25).  
2. Вода: (природа, вода) : книжка для талантливых детей и заботливых родителей: дидакт. изд. для детей 6-8 лет / сост. Ю.И. Смирнов ; худож. В.Н. Данилов. - М. : Сова, 1998. - 24 с. : ил. - (Домашняя школа).  
3. Волк И. И. Вода Алагёза ; На горе Четырех Драконов : рассказы, повесть / И. И. Волк ; рис. И. Ильинский ; фотоил. Г. Зельма. - Москва : Детская литература, 1966. - 224 с., [24] л. ил. : ил. - (в пер.)
4. Воловик, А. От песчинки малой к глубинам Вселенной : [русский вклад в экологическое воспитание человечества неоспорим и значителен] / А. Воловик // Честь Отечества. - 2016. - № 3-4. - С. 3-7 : ил.
5. Козлова Л. Н. Вода родниковая : к истокам личности М. Цветаевой / Л. Н, Козлова. - Ульяновск : Симбирская книга, 1992. - 227 с., [7] с. фотогр.
6.Корякина, Н. Уроки чистой воды: вода в России и мире / Н. Корякина 
// Биология в школе. - 2011. - № 8. - С. 49-52.
7. Матвеева, А. Н. Земля - наш общий дом!: [сценарий выступления команды на экологическом КВН] / А. Н. Матвеева // Последний звонок. - 2016. - № 5. - С. 2-5.
8. Новохатская, Т. В. «За чистоту земли и рек в ответе только человек» / Т. В.Новохатская
// Игровая библиотека. - 2014. - № 4. - С. 16-23 : фот
9.Свиридова, Н. Н. Берегите Землю! / Н. Н. Свиридова
// Читаем, учимся, играем. - 2013. - № 12. - С. 79-83 : фот.
10. Синюков В. В.Вода известная и неизвестная / В. В. Синюков. - Москва : Знание, 1987. - 176 с.
11. Хабьянович-Джурович Л. Вода из камня / Л. Хабьянович-Джурович ; пер. с серб. И. Числов. - Москва : Паломник, 2012. - 541, [2] с.
Все книги, представленные на выставке, помогут узнать удивительный мир природы и найти ответ на вопрос, как этот мир сохранить.
Оформленная выставка по экологии указывает на то, что единственное спасение человечества от экологической катастрофы «в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам».  Согласитесь — название, разделы выставки, цитата, представленные книги – всё заставляет задуматься и размышлять о хрупкости окружающего мира.
А после ознакомления с выставкой ребят и их родителей ждёт экологическое путешествие по следующим станциям: 
1 станция «Сохраним природу вместе!» - это начальный этап путешествия. На этой станции предлагается совершить увлекательное путешествие в удивительный мир природы. Оставив на специально подготовленных бумажных «ладошках» своё послание Земле. 
2 станция «Войди в лес другом!» - здесь вы должны ответить на  вопросы  викторины про лес и его обитателей. 
Вопросы и ответы прилагаются:
Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь….Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Я вам ребята и уважаемые взрослые предлагаю вопросы  не большой викторины, итак: 
1).Какие лесные растения могут заменить мясо. (Грибы)
2) Сок, какого дерева сладкий. (Берёзы)
3) Какие дрова самые жаркие. (Берёзовые)
4)Какое дерево осенью краснеет. (Рябина)
5) Из какого дерева делают спички.(Осины)
6)Устраивают ли зайцы гнёзда? (Нет, спят, где попало)
7) Как называется детёныш лисицы? (Щенок)
8) Какого цвета шубка у белки? (Зимой – серого, летом – рыжего).
9) Кто из животных славится строительным искусством? (Бобры).
10) Какое животное в минуту опасности свёртывается клубком? (Ёж).
11) Какое животное прокладывает под землёй целые галереи? (Крот).
12) Какой хищный зверь любит малину? (Медведь).
13) Пингвин – это птица? (Да).
14) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж).
15) Самое сладкое лесное дерево. (Липа).
16) Какая ягода бывает и красная, и чёрная, и белая? (Смородина).
17)У какого дерева ствол белый? (Берёза).
18)У каких животных каждый день растут зубы? (Бобры, зайцы).
19)Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).
20) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает).
21) Какое дерево весной дятла поит? (Берёза).
22) Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).
23) Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).
24) Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождём).
25) Какое дерево является символом нашей Родины? (Берёза).
26) Есть ли у комаров зубы? (Есть, немало, 22).
27) Бурые медведи едят рыбу? (Да, сами ловят лосося).
28) Сухие или сырые грибы ест белка? (Сухие).
29) Что теряет лось каждую зиму? (Рога).
30). Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
31). Какие грибы растут на пнях? (опята)
32).Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
33). Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (бабочка)
34). Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)
35). Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)
3 станция «Лесной репортаж» - на этой станции ребята становятся журналистами. Участники должны подготовить «репортаж с места событий» для информационной передачи о загрязненных местах своего населённого пункта и сделать вывод, как спасти природу своего края.  
4 станция «Время собирать... мусор». Ребятам нужно нанести на карту «проблемные» участки своего края: стихийные свалки, вырубки леса и т.п. С большим увлечением и фантазией были придуманы рекламные слоганы для экологически чистых продуктов. Мы предлагаем изучить загрязненные места вашего города, села, посёлка. После создания этой карты, её можно показать администрации города, села, посёлка и организовать  население, молодёжь, волонтёров к  устранению мест загрязнений. 
Все участники книжной выставки и экологического путешествия по станциям получили баллы за выполненные задания, что позволяло заселить макет земного шара: букашками, птицами, животными. 
Вывод: человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом - планета Земля - существует благодаря уникальному живому сообществу. Силы природы делают наше существование опасным и непредсказуемым приключением, однако Земля предоставила нам все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества, благополучие людей зависят от сохранения биосферы и всех ее экологических систем, богатого разнообразия растений и животных, плодородной почвы, чистой воды и воздуха. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей всех народов. Защита Земли, ее разнообразия и красоты – наш священный долг». 
Подобные книжные выставки экологической направленности нужно оформлять для населения и проводить с ними мероприятия по этой направленности, чтобы все люди знали, что нужно беречь природу, животных, водные ресурсы, чтобы жить. Ведь даже минимальный книжный фонд любой библиотеки даёт возможность видеть экологическую проблему во всей ее многоаспектности, оказывать практическую помощь населению в осознании и решении местных экологических проблем. 
Необходимые оформительские средства: при оформлении выставки были использованы цветовые решения при создании блога книжной выставки, создание страниц, гаджетов, заголовка и т.д.
Средства рекламы выставки: ссылки на виртуальные представительства социальных сетей Интернета.
Оценка эффективности книжной выставки: количество комментарий в блоге, количество подписок на  виртуальную книжную выставку по экологии и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий